ваш город:
  

 
О ФОНДЕ
ИСТОРИЯ
УСЛУГИ
НОВОСТИ
ФИНАНСОВЫЕ ОТЧЕТЫ
ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ПЕНСИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
РЕКВИЗИТЫ И КОНТАКТЫ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ВАКАНСИИ
ЧЕТВЕРГ, 16 АВГУСТА

Журнал «Банки Казахстана», №10 (112) , 2006г.
09.11.2006

Дабыр Медетбеков, Президент АО «НПФ «?лар?міт»

Накопительная пенсионная система выходит на новый виток развития. Этот вывод можно было сделать по результатам Круглого стола «Либерализация инвестиционных портфелей НПФ: барьеры и возможности», инициированного и организованного АО «НПФ «?лар?міт», Ассоциацией финансистов Казахстана и издательским домом «Курсивъ», на котором Агентство финансового надзора представило новую «Концепцию усовершенствования регулирования инвестиционной деятельности и пруденциального регулирования НПФ и ООИУПА».
 
Шаг, которого ждали
Вопросы, которые затрагивались в ходе обсуждения, были актуальными и касались практически всех участников накопительной пенсионной системы: «Предложения по повышению эффективности функционирования накопительной пенсионной системы РК», «Развитие финансовых инструментов для НПФ», «РФЦА – перспективы дя пенсионных фондов», «Оценка акций. Совершенствование», «Хеджирование валютных позиций ПФ».
Представителям более 50 госорганов, пенсионных фондов и управляющих компаний, проявивших интерес к участию в нем, было что обсуждать.
Сегодня в накопительной пенсионной системе удалось аккумулировать значительные финансовые средства. На 1 октября 2006 года пенсионные накопления вкладчиков  (получателей) составили  830,5 млрд. тенге (!). Эти деньги активно работают на финансовом рынке.
Так, в последние годы был значительно расширен перечень финансовых инструментов, разрешенных к использованию пенсионными фондами и ООИУПА. Только за прошедший год в него вошли инфраструктурные облигации, ценные бумаги казахстанских эмитентов, включенные в официальный список торгов Казахстанской фондовой биржи по категории «В».
Однако для сегодняшнего быстрорастущего пенсионного рынка республики эти эмиссии по-прежнему остаются «каплей в море».
Вопрос дефицита финансовых инструментов, стал особенно животрепещущим в связи с озвученными планами АФН, касающихся изменения политики  установления лимитов и потолков по предельным размерам вложения пенсионных активов.
Действующие в настоящее время лимиты пруденциальных нормативов для НПФ устарели и уже не учитывают последних тенденций складывающихся на рынке пенсионных инвестиций.
К примеру, постепенное оживление на рынке корпоративных ценных бумаг, связанное с появлением ценных бумаг первой «голубой фишки»,  доступной для инвестиций пенсионных фондов - нефтедобывающей "дочки" национальной нефтегазовой компании Казахстана "КазМунайГаз" - АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз". Или участие фондов в покупке облигаций инфраструктурных проектов - строительства железнодорожной ветки АО "Досжан темир жолы" и межрегиональной ЛЭП АО "Батыс Транзит", последних эмиссиях иностранных банков Merril Lynch и JP Morgan Chase London.
В ближайшем будущем на инвестиционном рынке количество таких бумаг безусловно будет расти. И тогда, существующие лимиты начнут заметно тормозить и сдерживать свободу пенсионных фондов и ООИУПА в инвестировании ПА.
Отрадно, что Агентство финансового надзора именно в рамках Круглого стола «Либерализация инвестиционных портфелей НПФ: барьеры и возможности» презентовало «Концепцию усовершенствования регулирования инвестиционной деятельности и пруденциального регулирования НПФ и ООИУПА».  По мнению многих экспертов ее внедрение позволит не только дать некоторую свободу в выборе финансовых инструментов, но и по-иному оценивать возникающие риски и эффективность управления инвестиционными портфелями пенсионных фондов.

Меры новаторства
Предлагаемая АФН позиция по либерализации инвестиционных портфелей пенсионных фондов понятна и в целом направлена на повышение эффективности управления пенсионными активами.
Проект Концепции предусматривает отход от позиции жесткого лимитирования инвестиций за счет пенсионных активов в различные финансовые инструменты. В то же время оговаривается перечень разрешенных к приобретению финансовых инструментов. При этом, условия приобретения и диверсификации устанавливаются инвестиционной декларацией, утвержденной Советом директоров того или иного накопительного пенсионного фонда.
Уже существующий перечень финансовых инструментов предполагается дополнить долговыми ценными бумагами, прошедшими процедуру листинга на специальной торговой площадке РФЦА.
Повысить качество существующих финансовых инструментов, приобретаемых за счет пенсионных активов, предполагается за счет установления на них рейтинговых оценок. В соответствии с Концепцией, теперь при принятии инвестиционного решения НПФ и ООИУПА должны будут исходить из наличия у финансового инструмента соответствующего рейтинга, в том числе в отношении негосударственных бумаг организаций РК. Так, к примеру, в качестве минимального уровня рейтинговой оценки АФН предполагает установить: в отношении финансовых инструментов организаций Казахстана – не ниже "BB-" агентства Standard & Poor's (S&P) или рейтинг аналогичного уровня одного из других международных рейтинговых агентств, или рейтинговую оценку не ниже "kzА-" по национальной, казахстанской, шкале S&P; в отношении финансовых инструментов иностранных эмитентов - не ниже "ВВВ-" S&P или рейтинг аналогичного уровня одного из других международных рейтинговых агентств.
В отношении пруденциального регулирования деятельности НПФ и ООИУПА АФН предлагается предусмотреть, что финансовые инструменты, приобретенные за счет пенсионных активов, взвешиваются по степени риска и включаются в расчет собственного капитала как НПФ, так и ООИУПА. Наличие требования по адекватности капитала уровню принимаемых рисков, по мнению Агентства, приведет к установлению ответственности НПФ и ООИУПА по обеспечению эффективной инвестиционной политики на постоянной основе. Концепцией предлагается, что НПФ вправе предоставлять вкладчикам возможность выбора инвестиционной стратегии посредством формирования внутри данного фонда не менее трех инвестиционных портфелей с, соответственно, агрессивной, умеренной и консервативной стратегиями инвестирования, исходя из возраста вкладчика.
Главный плюс такого шага – вкладчики получают возможность выбора пенсионных портфелей. По такой схеме, кстати, сегодня работают паевые инвестиционные фонды.

В спорах рождается истина
Процесс обсуждения в ходе Круглого стола был достаточно острым. Так, эксперты управляющих компаний и пенсионных фондов, призвали пересмотреть сроки переориентации инвестиционных портфелей НПФ на финансовые инструменты, имеющие рейтинг по той причине, что в настоящее время большинство негосударственных ЦБ, находящихся в портфелях ПФ рейтинговых оценок не имеет.
По предварительным подсчетам переход на рейтинговую систему оценки ЦБ повлечет за собой немалые расходы со стороны пенсионных фондов и управляющих компаний. Поэтому результаты эффективности перехода на новую процедуру оценки портфелей будет зависеть от величины затрат, сроков и темпов перехода на рейтинговую систему оценки ЦБ, находящихся в портфелях пенсионных фондов.
В целом, поддерживая предложения АФН, представители пенсионных фондов сошлись во мнении, что принятие данных мер расширит круг возможностей для инвестирования, а соответственно повысит инвестиционную активность пенсионных фондов.  При этом, немаловажно в момент перехода на новую систему инвестирования – соблюсти интересы наших вкладчиков – как основных субъектов пенсионной реформы.
Первый опыт общения государственных органов, пенсионных фондов, управляющих компаний в рамках предложенной тематики показал, что для решения возникающих проблем всем участникам рынка необходимо работать в тандеме. Ведь и государственные регулирующие органы, и пенсионные фонды и управляющие компании твердо придерживаются той позиции, что основная цель либерализации - в создании предпосылок для дальнейшей диверсификации инвестиционных портфелей пенсионных фондов и создания более глубокой и  развитой системы управления рисками на пенсионном рынке.









ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ СЧЕТА
идентификатор: пароль:
статус:
 
 
КАК ПОЛУЧИТЬ ИДЕНТИФИКАТОР?
0,18
162,87 -4,53
4,91 0,08
125,22 -0,28
169,00 -1,45
4,89 -0,02


Наши реквизиты:
АО "НПФ "?ларYмiт"
050008 г.Алматы, пр. Абая, 115а
РНН 600700164895
ИИК 007467436
АО Казкоммерцбанк
БИК 190501724, г.Алматы

    ©2005 ?ларYмiт
Создано АО "НПФ "?ларYмiт"    
Designed by ImagineWebSolutions